«У меня с советской властью разногласия стилистические», — говорил высланный из страны Андрей Синявский. Точно так же у меня с World of Warcraft разногласия не идейные, а стилистические — я устал от гротескных троллей или эльфов, которые к тому же не отличаются от тысяч своих собратьев. Я хотел приключаться за гламурного молодого человека, сошедшего с рекламных страниц журнала «Эсквайр», потому и эмигрировал из WoW, замерев в ожидании. И дождался Champions Online.
Формально эта MMORPG посвящена комиксным супергероям вроде Спайдермена или Халка (лицензии Marvel Comics у Cryptic нет, поэтому только «вроде»), но ее редактор персонажей позволяет создавать кого угодно. Это лучший редактор в жанре, серьезно! Хотите неприличного азиатского трансформера из Macross Frontier или Gundam? Пожалуйста! Дьябло с рогами, крылами и дымом из ушей? Ради бога! Железного человека? Бэтмена? Терминатора? Доктора Манхэттена? Хеллбоя? Самого Супермена? Десять кликов мышкой — и он ваш!
Периодически в игре встречаешь то Роршаха из «Хранителей», то Зангиева из Street Fighter 4, то спейсмарина из Warhammer 40 000 — тысячи игроков населили мир Champions Online тысячами уникальных героев. Вам не надо запоминать ники — запоминается внешность, больше никаких мрачных шеренг одинаковых персонажей. Проведя в редакторе пять минут, я создал юношу, отдаленно напоминающего моделей из рекламы Lacoste, и выбрал ему класс gadgeteer.
Всего в Champions Online восемнадцать классов персонажей, от лучников и колдунов до ниндзя и ковбоев. Скажем, мой gadgeteer специализируется на дронах поддержки, которые лечат его и компаньонов по партии, но в нужный момент он не прочь достать огромную бензопилу и начать крошить. Поклонники power armor получат прекрасное сочетание дальних и ближних атак, совмещенное с первоклассной броней, выбравшие два меча смогут атаковать двух врагов разом, ниндзя-каратисты — копить энергию для суперударов, уворачиваясь от чужих выпадов, телепаты — обращать на свою сторону монстров. Стрелки из пистолетов наносят чудовищный урон, но очень хлипкие вблизи, а ведь есть еще мастера огня, телекинеза и чуть ли не черта лысого.
Если вам по каким-то причинам не понравился ни один из предложенных классов, вы можете создать свой, скомбинировав схемы развития из уже существующих. Вдобавок ко всему на пятом уровне вам дают выбрать способ путешествия по игровому миру — телепортация, полет, ракетные прыжки, неспешное скольжение на платформе и тому подобное. Благодаря этому карту исследовать легко и приятно, вы спокойно долетаете до места назначения, не отвлекаясь на случайных монстров (правда, на базах самых злобных злодеев стоят ракеты «земля-воздух», ловко сбивающие сунувшихся не туда новичков). Да и просто до крайности интересно парить на высоте птичьего, а то и спутникового полета. Ощущаешь себя... супергероем.
Champions Online в смысле супергеройства сделала почти невозможное — в игре есть тысячи спасителей человечества, но это никак не влияет на чувство собственной важности каждого отдельно взятого игрока. Причем речь сейчас не только о ваших персональных инстансах, вещи для жанра почти обыденной. В Champions имеется неплохой комиксный сюжет, который двигаете вы и только вы.
Едва создав героя, вы попадаете в Миллениум-Сити, который атакуют группы инопланетных захватчиков, похожих на зергов. Выглядит атака очень эффектно: в небе парят огромные корабли, периодически то тут, то там появляются толпы монстров, вступающих в отчаянные перестрелки со спецназом, горят машины, верещат заваленные обломками жители, кругом разрушения и хаос.
По мере выполнения обычных квестов (или не совсем обычных: в частности, вас просят постоять под огнем полицейских лазеров, которые надо откалибровать, — таким образом игра ненавязчиво обучает вас блокировать вражеские атаки) вы попадаете в так называемую открытую миссию. Собравшимся в одной зоне игрокам следует починить гигантскую пушку, попутно обороняясь от толп инопланетян. Миссия легкая, но очень эффектная: рядом с вами бегает штатный городской супергерой, для атмосферы орущий что-то вроде «Я не сдам эту планету тараканам!», на растерянных солдат сыпется всякая склизкая сволочь, вокруг сияют силовые поля и вспыхивают лазерные лучи.
Если бы во всех MMORPG так объясняли игровую механику, это был бы лучший жанр на Земле! Далее вы попадаете в ваш персональный инстанс, штаб-квартиру городских героев, оккупированную врагами, где происходит ваша (и только ваша!) схватка с боссом. После чего вы единолично запускаете ту самую гигантскую пушку, сбивающую инопланетный корабль, и следуете на праздничную церемонию, во время которой игра столь откровенно щекочет ваше эго, что становится и стыдно, и приятно одновременно.
Когда вы в следующий раз прилетите в Миллениум-Сити, то в нем уже, естественно, не будет никаких инопланетян. В дальнейшем этот ловкий прием фазового перехода повторяется — победив босса, вы продолжаете исследовать локацию, но выглядит она по-новому и в ней полно новых врагов. Так, в Канаде после гибели главного колдуна-террориста утихает чудовищный шторм, выглядывает солнышко — мороз и солнце, день чудесный. Зримое влияние ваших супергеройств на окружающий мир восхищает.
Не может не радовать и первоклассный дизайн игровой вселенной. Канада с футуристической военной базой, воем волков, ледяными демонами и упавшим пассажирским лайнером (намек на сериал Lost), к которому вы продираетесь сквозь толпы хитрых зомби, соседствует с выжженной радиоактивной пустыней, секретной исследовательской базой и городами-призраками в духе Дикого Запада, — а далее вас ждет тюрьма для монстров и легендарная Лемурия. Причем вам придется выбирать: пройти одновременно и Канаду, и пустыню (а потом — Лемурию и Остров монстров) нельзя, или то, или это. Видно, что Cryptic учла любовь многих игроков к развитию сразу нескольких персонажей и сделала повторную прокачку нескучной.
И вот не успеваете вы разобраться с теми же ледяными монстрами, как освобожденная от злого колдовства (колдовство и пылающий в глухой ночи неон! Шаманы и боевые роботы! Господи, как я люблю эту игру!) Канада оказывается заселена русскими шпионами, которые шныряют туда-сюда в шапках-ушанках и пытаются создать суперсолдат.
Типы квестов и типы врагов постоянно меняются, не давая вам ни на секунду заскучать, причем мрачный гринд (планомерное убийство монстров ради вещей или опыта) тут полностью изжит: вещи с тварей падают слишком редко и слишком плохие — за выполнение квестов дают лучше. Двадцать раз сходить в один и тот же инстанс также не получится — боссов можно убивать только однажды. Это невероятно, но вечный день сурка имени MMORPG, когда вы загружаете игру и в полубессознательном состоянии раз десять пробегаете по знакомым местам охоты, надеясь добить очередной уровень, наконец-то закончился! Вы участвуете в приключении, а не работаете чертовым виртуальным шахтером.
Да, и невозможно представить человека, который мучает скотинок, добывая новый уровень, вместо того чтобы выполнять истерически забавные квесты. В одном из них (Six Feet Under) вам надо откопать заваленных снегом солдат, причем неизвестно, кто из-под снега вылезет: ледяной зомби или несчастный пехотинец. В другом — помочь гигантскому левитирующему мозгу, жертве науки, в третьем — просто отбить волны врагов, прущие на отдаленный форпост.
Для некоторых квестов, кстати, требуется группа персонажей — так игра борется с нелюдимами, предпочитающими геройствовать в одиночестве. Из-за относительной компактности зон найти компаньона — дело одной минуты. Просто крикните в общем чате название квеста, и вам обязательно кто-нибудь поможет. Группу из пяти персонажей можно превратить в команду супергероев — некоторое подобие клана. Причем команде супергероев, естественно, противостоит команда суперзлодеев, которых вы также создаете своими руками. Мечтаете, чтобы ваш Капитан Америка подрался с Джокером? Панишер — с Железным человеком? Любимый Бараком Обамой Спайдермен — с говорящей амебой, разукрашенной в цвета российского флага? Добро пожаловать в редактор, в Champions Online нет ничего невозможного.
Устав от сражений с компьютерными злодеями, займитесь PvP. Бои между игроками проходят на отдельных аренах (такие супергеройские бойцовские клубы), сражаются обычно две команды из пяти персонажей одного уровня. Чтобы никому не было обидно, отстающим временно прибавляют недостающие уровни — вопрос победы становится исключительно вопросом тактики. Из-за этого PvP напоминает сетевые командные шутеры — дым коромыслом, по арене со страшной скоростью носятся самые дикие создания, летают файерболы, грохочут пулеметы, ревут когтистые твари с кожистыми крылами, кого-то жарят, кого-то парят, кого-то мучают и морозят, а после объявляют счет. По итогам битвы вы можете, во-первых, выполнить PvP-квест, а во-вторых, получить так называемое «признание» — особую валюту, за которую можно купить продвинутые вещи. Выдают «признание» только за PvP, каким-то другим способом его заработать невозможно.
Надетые предметы, кстати, не отображаются на персонаже — вы же тщательно подбирали костюм, как можно его портить лишней кобурой? Да и не очень понятно, как отображать «инопланетную мутацию» или там «пси-тренировку» (выдавать супермену пулемет как-то странно, согласитесь; впрочем, тут есть и пулеметы). Но если вы из тех, кому так нравится хвастаться уникальными вещами, то займитесь получением титулов («Убил 100 зомби», «Спас город» и так далее). Титулы обмениваются на уникальные элементы супергеройского костюма. Толку особого от них нет, но новички уважать будут.
Если же вам надоест ваш внешний вид, вы вольны в любой момент дойти до портного и полностью изменить свой облик, превратившись из грузного мужчины в силовой броне в склизкую зеленую рептилию или акробата в подозрительно обтягивающем трико. Игра всячески подчеркивает, что хочет, чтобы вы выглядели, простите, стильно. Стильно, а не как сумасшедший потный нерд, понацеплявший на себя железок с убойными характеристиками.
Jack of all trades
Для пущего гламуру игровая графика использует технологию cel-shading, придающую ей отчетливо комиксный вид. Кроме игроков и злодеев, мир Champions Online населен множеством простых прохожих, NPC-солдат, шагающих роботов, колдунов из ФБР и тренеров крафтинга самого дикого вида.
В начале игры вы выбираете одну из трех специализаций — оружие, наука, мистицизм, после чего углубляетесь в изучение подразделов вашей дисциплины. Так, оружейники могут заняться гаджетами, боевыми искусствами и мутациями. Найденные вами предметы лучше не продавать, а разбирать на специальных столах, получая взамен детали и рост крафт-навыка. Первый предмет вас попросят собрать еще в Канаде или пустыне — без любовно спаянной защиты от холода или радиации бой с боссом станет ощутимо сложнее.
При этом чистых крафт-классов нет, собирание вещей лишь приятный довесок к основной профессии, на который вы вольны плюнуть. А вот плюнуть на основные боевые навыки не получится — каждые несколько уровней вам будут предлагать новое умение. Причем не в ущерб развитию уже имеющихся навыков — изучение новых и прокачка старых разнесены. При известном желании вы можете даже брать навыки из чужих классов, другое дело, что продвинутые умения требуют серьезных вложений в выбранную ветвь развития, поэтому лучше все-таки не распыляться.
Уже изученные умения можно кастомизировать, выбирая, например, «повысить силу выстрела из бластера» или «получить 20% шанс при каждом выстреле вернуть себе немного здоровья». Таким образом, даже два персонажа, решившие прокачивать одно и то же умение, все равно будут различаться по наносимому этим умением урону, побочным эффектам и тому подобным штукам.
Ультрафиолет
Изучать все особенности навыков следует внимательно — бой с врагами требует от вас всей концентрации, нельзя кликнуть «атаковать» и пойти в туалет читать книжку. Для активации боевого умения следует нажать соответствующую клавишу, причем все навыки жрут энергию, которую приходится восстанавливать специальными атаками.
Более того, периодически враги будут наносить по вам суперудары (над головами монстров появляются характерные иконки), не заблокировав которые вы понесете чудовищный урон. А, скажем, мастера восточных единоборств только блоками и живут — за каждый успешный блок они получают необходимую для спецударов энергию.
Кроме суперударов, всякие твари время от времени будут захватывать вас в объятия, и тут тоже придется молотить по клавишам, чтобы выбраться. Таким образом, боевая система Champions Online скорее ближе к файтингам или экшенам, чем к традиционной MMORPG-схеме.
Champion Sound
Единственный заметный недостаток Champions Online — отсутствие озвучки и внятной музыки. Но он легко решается: естественно, что игру про супергероев следует проходить под MF Doom — King Geedorah (знаменитый рэпер читает от лица Годзиллы — самое оно при игре смертельным ящером). Хотя если вы выберете кого-нибудь в люрексовых лосинах и с зелеными волосами, то хорошо пойдет восьмидесятнический хард-рок, а вот всяким злобным ниндзя с бородавкой на носу понравится GZA — Legend of the Liquid Sword. К сожалению, класса персонажей, которому подошел бы оригинальный саундтрек, найти не удалось. Но это мелочи.
* * *
Champions Online — одна из немногих MMORPG, в которой каждый момент вашего пребывания — сплошное удовольствие. Вся рутина (от гринда до долгих пробежек по игровой карте) выкинута прочь, вместо нее вставлены супермутанты, ядерное оружие и сумасшедшие ученые. Кружащие голову возможности по созданию персонажа, интересные квесты, разнообразные, непривычные для жанра враги, ваши персональные злые гении и отличный PvP — что еще нужно для счастья? Champions Online — отличная MMORPG, если вы не хотите тратить недели реального времени на прокачку и не выносите вида стандартной фэнтези-братии.
Геймплей: 10
Графика: 9
Звук и музыка: 7
Интерфейс и управление: 8
Дождались? Champions Online для онлайна — это то же, что Crysis для шутеров или GTA 4 для экшенов. Можно не любить, но пропустить невозможно.
Рейтинг «Игромании»: 9
«Великолепно»