Virtua Fighter - игра и пароход.
В истории человечества существовали случаи, когда крайне популярные произведения в своей основе содержали мотивы произведений менее известных, таким образом, первые были, так сказать, "обязаны" своим целостным содержанием вторым. Одним из таких примеров удачного заимствование является фильм "Три негодяя в скрытой крепости" (1958 г.) режиссёра Акиры Куросавы, именно эта картина была одним из основных источников вдохновения при создании первого фильма эпической саги "Звёздные войны" (1977 г.). В свою очередь "Звездные войны" оказали огромное влияние на кинематограф в целом и на кинофантастику 80-х годов в частности. "Чужой", "Инопланетянин", "Бегущий по лезвию бритвы", "Побег из Нью-Йорка", "Терминатор", "Назад в будущее", "Охотники за привидениями", "Робокоп", "Хищник" и многих других культовых фильмов могло попросту не быть, если бы не коммерческий успех "Звездных войн", заставивший крупные киностудии обратить пристальное внимание на жанр фантастики. Вот так не слишком популярная картина японского режиссера помогла создать один из популярнейших культов в истории. Но есть ли подобные примеры в истории видеоигр? О да, и одна из таких игр представлена в названии статьи.
В 1993 году студия Sega AM2 выпустила на аркадных автоматах Model 1 первый в истории полностью трёхмерный файтинг - Virtua Fighter. Создатели сумели очень достойно воплотить многие преимущества 3D как визуально (анимация при получении ударов), так и геймплейно (например, вылет за ринг, который удачно сочетался с трехмерной перспективой). Так было положено начало одному из лучших файтинг-сериалов, многие идеи которого были использованы в таких играх как Tekken и Dead or Alive. При этом, помимо технологических достижений, Virtua Fighter отличалась не свойственной в то время для жанра реалистичностью. Хотя игра и получила свою порцию славы: многие критики отмечают Virtua Fighter как важную веху в истории видеоигр, но всё же наследие зарождающейся серии оказалось многим больше, чем принято считать. В этой статье я расскажу три истории о связи Virtua Fighter с развитием индустрии видеоигр.
История первая. Виртуальный Боец и Игровая Станция.
Эту историю любят смаковать фанаты компании SEGA, памятуя о том, что без Virtua Fighter Sony вряд ли бы добилась того, чего добилась на видеоигровом поприще. Впрочем, даже руководители Sony не отрицают этого. Ведь Virtua Fighter поставил точку в спорах о выборе приоритетного направления между 2D и 3D играми при разработке первой видеоприставки компании - Sony PlayStation.
Именно так, в начале 90-х, памятуя о недавнем разрыве с Nintendo при создании консоли нового поколения, Sony не могли определиться с собственным путем развития. Впечатляющая популярность Virtua Fighter заставила высшие круги Sony принять окончательное решение по смене аппаратной концепции для поддержки полигональных 3D-игр. Это решение было не таким простым, как кажется сейчас. Спрайтовые игры полностью доминировали в то время, сделать упор на трёхмерность в новой игровой приставке - было мероприятием рисковым. Однако Sony не прогадали, выпустив свою игровую станцию, они на десятилетие захватили один из самых лакомых кусков видеоигровой индустрии под названием "домашние игровые консоли". PlayStation и PlayStation 2 вошли в Топ-5 самых продаваемых игровых приставок в истории. И неизвестно как сложилась бы судьба Sony в этой области, а, возможно, и всей индустрии в целом, не выйди Virtua Fighter в такое важное время. Ирония заключается в том, что именно Sony стали причиной прекращения SEGA производства домашних игровых платформ. Сильнейшая конкуренция в 2000 году со стороны PlayStation 2 похоронила все надежды компании на коммерческий успех их последнего детища - Dreamcast. После этого у SEGA наступили не лучшие времена; эх, вот она - корпоративная благодарность.
История вторая. Виртуальный Боец и Расхитительница.
Удивительно, как небольшая казалось бы мелочь, замеченная между делом, может повлиять на знаковое в будущем решение. Так, один из разработчиков компании Core Design Тоби Гард при создании новой игры про искателя приключений заметил, что его коллеги, играя в Virtua Fighter, при выборе бойца чаще отдавали предпочтение женским персонажам. Этот факт показался Гарду интересным. Ранее рассматриваемый на роль главного героя клон Индианы Джонса был отвергнут, пол персонажа изменен. Игра называлась Tomb Raider, а героиня была известна как Лара Крофт.
Tomb Raider стала вехой в истории видеоигр, оказав огромное влияние на жанр шутеров от третьего лица. Лара Крофт же превратилась в одного из самых узнаваемых символов в истории видеоигр наряду с Марио, Пакмэном и Линком. Про неё писали книги и песни, сняли два полнометражных фильма, не говоря уже о том, что мисс Крофт остается самым распространенном объектом для косплея. После дикой популярности персонажа роль Virtua Fighter в этой истории не кажется такой уж незначительной, будь пол персонажа "немного" другой, мир бы мог многое потерять.
История третья. Виртуальный Боец и Песочница.
А теперь настал черед самим создателям Virtua Fighter сказать своё слово. В конце 1996 года студия Sega AM2 во главе с Ю Судзуки задумали флагманский проект для Sega Saturn, который они позиционировали как RPG с действующими лицами из вселенной Virtua Fighter, а главным героем игры должен был стать боец Акира Юки (который впоследствии превратился в Рё Хадзуки). Однако это начинание так и не было закончено для этой консоли. Sega Saturn провалилась, и проект был заморожен до создания новой приставки Katana, позднее переименованной в Dreamcast. Изначально игра носила кодовое название Project Berkeley, миру же она предстала как Shenmue.
Можно посвятить целую статью тем нововведениям и общему влиянию Shenmue на современные видеоигры. На момент выхода это была самая дорогая компьютерная игра в истории. Такая дороговизна проекта объясняется не только тщательным подходом к формированию "живого" мира игры (озвучен был каждый, даже незначительный, персонаж игры - беспрецедентный ход по тем временам), но и невиданными доселе игровыми возможностями, которые были доступны игроку. Так, игра в плане жанровой принадлежности вышла за пределы квеста и не вполне походила на классические RPG; наличие QTE-сцен роднило Shenmue с интерактивным кино, добавьте ко всему недурственную beat'em up составляющую - такая солянка могла озадачить многих, что же писать в графе "жанр"? Сам Ю Судзуки назвал жанр Shenmue - FREE (Full Reactive Eyes Entertainment), данный термин не прижился. Сейчас же, спустя столько лет можно с уверенностью сказать, что Shenmue была первой игрой с полноценным режимом "Песочницы" (Sandbox). Хотя определение понятия "Песочницы" несколько шире, чаще всего из-за определенной свободы действий его применяют к обозначению игр жанра шутеров от третьего лица, таких как GTA, Mafia, Just Cause и др. Ныне режим "Песочницы", являясь популярнейшим трендом, появляется во всё большем количестве игр различных жанров. Shenmue породил этот тренд, а откуда пошел сам Shenmue? Ответ вы уже знаете.
Перед тем как закончить повествование, я развею возникшие у многих (возможно) аллюзии, к которым, как вам могло показаться, сам же вёл. Virtua Fighter не ответственен сам по себе за появление приставки PlayStation, Лары Крофт и режима "Песочницы". Так, Sony в любом случае выпустила бы свою консоль, вполне вероятно - даже без Virtua Fighter железо приставки могло ориентироваться на 3D, ведь оно всё-таки рассматривалось, игра от SEGA была лишь той каплей, которая пошатнула чашу весов в пользу конечного решения. Аналогично в случае с Tomb Raider, геймплей игры, включающий больше решения различных головоломок и акробатику, нежели постоянную стрельбу, "требовал" более мягкого типажа. Главная героиня - была очевидным, казалось бы, выбором, но нетипичным для того времени; героини Virtua Fighter служили хорошим примером и стали окончательным толчком при выборе в пользу женского персонажа. Что касается Shenmue, то я уверен, Ю Судзуки в том или ином виде, не имея в качестве первоисточника Virtua Fighter, воплотил бы многие идеи игры, в том числе и режим "Песочницы", который, несомненно, рано или поздно проявился в полной мере, так как его зачатки уже проросли в некоторых играх (Super Mario 64, The Elder Scrolls II: Daggerfall, The Legend of Zelda: Ocarina of Time).
Но всё же, всё же... история пошла таким путем, какой нам известен, и в этой реальности файтинг от SEGA сыграл довольно важную роль в развитии индустрии видеоигр, пусть не такую заметную на первый взгляд. Virtua Fighter повлияла на будущее компьютерных игр, и этим фактом могут похвастаться не так уж много франчайзов.